Кризис подкосил украинский авторынок: салоны перепрофилируются,
продажи падают, а кредиты дают единицам, пишет Газета по-киевски.
Продажи падают на глазах, по
сведениям журнала «Автоцентр», в январе было продано около 21 тысячи
автомобилей, а в феврале уже почти вполовину меньше – около 11 тысяч.
В январе Украина вышла на третье место в Европе по темпу падения
автопродаж, потеряв за месяц почти 60% (это согласно исследованиям
AUTO-Consulting). По мнению экспертов, автотрейдеров Украины подвела
девальвирующая гривня – цены на автомобили, несмотря на кризис и
падение платежеспособности, в январе пришлось повышать (в гривневом
эквиваленте).
«Продажи стали меньше процентов на 70»
–
До кризиса в месяц продавалось 300–400 автомобилей, сейчас это максимум
100, – говорит начальник автосалона «Автоцентр» на Окружной Павел
Колтак, у них в продаже представлены Chevrolet, Daewoo, ЗАЗ, ВАЗ. –
Многие покупатели приходят за автомобилем с теми деньгами, которые им
удалось снять с депозита – люди стремятся вложить средства во что-то,
боятся обесценивания гривни. Но таких клиентов не так много, ведь по
среднему классу кризис ударил особенно ощутимо – очень многие лишились
работы.
Упали продажи и в премиум-сегменте. В «Автосити» на
той же Окружной «железные кони» от Nissan и Lexus стали приобретаться
более чем в два раза реже.
– В феврале рынок новых автомобилей
был на 78% меньше, чем в феврале 2008 года. У нас продажи упали
процентов на 70, а в целом по авторынку – в 5 раз, да и доходность
бизнеса из-за постоянного колебания курсов валют катастрофически
сокращается, – говорит директор по маркетингу и рекламе «Автосити»
Игорь Пирог.
Что касается влияния новой пошлины на ввоз
автомобилей, которая выросла 6 марта с 10 до 23%, то пока что
автотрейдеры не ощутили на себе ее влияния – распродают старые запасы.
Салон меняет ориентацию
По
мнению многих руководителей автосалонов, критическая ситуация на рынке
затянется до конца 2009-го и даже на 2010 год. Причем продажи
автомобилей, скорее всего, будут сокращаться, и те предприниматели,
которые жили лишь за счет торговли авто, останутся за бортом. Как
считает Игорь Пирог, выживут дилерские центры, которые построены по
принципу: продажа, сервис, запчасти, аксессуары – все в рамках одного
центра.
– Автосалоны без сервиса, безусловно, отомрут, –
озвучивает Игорь Пирог мнение руководства комплекса. – Поэтому мы
сейчас активно развиваем бизнес по продаже б/у автомобилей.
Салон
Chevrolet и Daewoo «Автоцентр» на Окружной уже 16 лет занимается
автосервисом и ремонтом. По словам начальника автосалона Павла Колтака,
сегодня это направление помогает выжить всему комплексу.
Покупатель стал думать и придираться
В
«Автосити» отмечают, что их не очень стесненный доходами покупатель
стал посматривать на более дешевые авто или на подержанные.
–
Покупатель стал более вдумчивым и гораздо внимательней относится к
покупке, оформлению всей документации, детальнее изучает характеристики
авто, – отмечает Игорь Пирог. – Больше, чем раньше, внимание обращают и
на гарантию машины, и на сервис-центр. Настроения и ожидания
покупателей на сегодня колеблются от выжидательного до негативного.
Как
объяснил Игорь, несмотря на падение автопродаж, крупные салоны тем
более настроены защитить свое доброе имя, к примеру, исполнив все свои
обещания, невзирая на убытки.
Кредит: взнос от 50%, ставка – от 30%
Одна
из причин падения продаж на автомобильном рынке – исчезновение
автокредита как явления. Конечно, практически у каждого салона есть
партнерские отношения с тем или иным банком, но на величину рисков для
финучреждений, а значит и ставок, это не влияет. Как объяснили нам в
«Автоцентре» на Окружной, ранее доля покупателей машин в кредит
составляла около 60% продаж, сегодня едва ли 5%.
– Банки очень
внимательно присматриваются к покупателям, требуют взнос от 50% и
ставку – свыше 30% годовых, – объясняет ситуацию Павел Колтак.
По
словам Игоря Пирога, в премиум-сегменте также исчез вариант с нулевым
первым взносом в кредите, а процент тех, кого банки готовы «поддержать»
при покупке автомобиля, минимизирован.
– Сейчас доступными можно
назвать те кредиты, которые предоставляют специальные кредитные дома,
созданные производителями, такой есть, например, у «Рено», – говорит
эксперт Международного центра перспективных исследований Александр
Жолудь. – Также можно взять в кредит те автомобили, которые должники
возвращают банкам из-за невозможности оплачивать кредит. Особых
ограничений в выдаче займов у банков нет, но так как депозиты
продолжают забирать, то оставшиеся средства у финучреждений стоят
необыкновенно дорого, это будет 30–40% годовых. Найти желающего взять
на таких условиях машину при тотальном падении доходов очень сложно,
потому банки и не практикуют сейчас автокредитование.